Администрация Пачелмского района
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия


  

О коррупционных рисках в муниципальном органе

О наличии коррупционных рисков в сферах деятельности, связанных с использованием бюджетных средств, могут свидетельствовать:
- непрозрачность доходных и расходных статей бюджета муниципального
образования в связи с имеющимися недостатками в бюджетной классификации Российской Федерации;
- отсутствие порядка и правил использования бюджетных средств в связи с
недостатками нормативного правового регулирования в контролируемой сфере использования бюджетных средств;
- необъяснимое увеличение расходов (субсидий) или уменьшение доходов, которые подлежат перечислению в бюджет, у подведомственных муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- отсутствие ведомственных приказов по установлению нормативов отчислений части чистой прибыли в муниципальный бюджет муниципальных унитарных предприятий или установление крайне низких нормативов таких отчислений;
- отсутствие должностных регламентов у лиц, принимающих решения о направлениях использования бюджетных средств;
- отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок согласования (одобрения), а также совершения сделок с муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении учреждений, в случаях, когда такое согласование (одобрение)
предусмотрено законодательством или уставами муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Для выявления коррупционных рисков во время проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия на объекте контроля следует получить ответы на следующие вопросы:
- в достаточной ли степени описаны процедуры выполнения обязанностей
должностными лицами?
- в каких ситуациях возможен конфликт интересов?
- достаточно ли четко прописан процесс принятия решений?
- какие факторы, помимо свойств личного характера, не позволяют сотрудникам объекта контроля заниматься коррупционной деятельностью?
- вовлечен ли объект контроля в процесс принятия окончательных и независимых решений?
- имели ли место случаи коррупции в проверяемом объекте?
- достаточен ли контроль за процессом принятия решений?
- достаточен ли контроль за сотрудниками и результатами их работы?
Данный перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом специфики деятельности органа. Ответы на указанные вопросы могут дать достаточно точную картину заложенных в объекте контроля потенциальных условий и факторов, способствующих совершению коррупционных действий.

Механизм выявления коррупционных рисков в муниципальном органе
содержит следующие необходимые элементы:
- установление перечня потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;
- выделение отдельных полномочий муниципального служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;
- формирование перечня коррупциогенных должностей в муниципальном органе;
- выявление скрытых потенциальных возможностей системы местного самоуправления, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц;
- выявление коррупциогенных норм законодательства.

В перечне сфер деятельности муниципальных органов можно выделить направления деятельности, которые содержат повышенный уровень коррупционных рисков:
- размещение закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг для муниципальных нужд;
- формирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета;
- управление и распоряжение объектами муниципальной собственности
(здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в
муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;
- управление и распоряжение жилищным фондом, в том числе по вопросам
заключения договоров социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;
- предоставление муниципальных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий,
субвенций, дотаций, управление бюджетным долгом.

Повышенный уровень коррупционных рисков содержится также в отдельных
экономических и социальных сферах:
- транспорт и дорожное хозяйство;
- строительство и капитальный ремонт;
- природно-ресурсное регулирование;
- энергетика и нефтегазовый комплекс;
- агропромышленный комплекс;
- жилищно-коммунальный комплекс;
- здравоохранение;
- образование.

Высокий уровень коррупционных рисков присутствует в процессах и процедурах:
- принятия нормативных правовых актов;
- выдачи лицензий, разрешений на проведение отдельных видов работ;
- назначения на муниципальные должности, включая проведение аттестации, квалификационных экзаменов муниципальных служащих, конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включения муниципальных служащих в кадровый резерв.

Информация подготовлена
начальником отдела правового обеспечения и
муниципальной службы администрации Пачелмского района
Медведевой Е.Н.